Радж Пател

ЦЕННОСТЬ НИЧЕГО

 

left назад                                               Фрагмент 31                                           вперед right

Скачать всю книгу

 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. ИЗЪЯН

1. Alan Greenspan, "Testimony of Dr. Alan Greenspan to the Committee of Government Oversight and Reform, October 23, 2008," http://oversight.house.gov/documents/20081023100438.pdf.

2. Edward Luce and Chrystia Freeland, "Summers Calls for Boost to Demand," Financial Times, March 9, 2009.

3. Time, "10 Questions for Jim Cramer," May 14, 2009.

4. Если помните, новелла Франца Кафки «Превращение» начинается с того, что Замза просыпается и видит себя жуком, это верно. Но в оригинале Замза превращается в то, что названо немецким словом Ungeziefer, которое переводится, как «паразит». Переводчики взяли на себя смелость перевести это слово, как «нечто шестиногое». Владимир Набоков в знаменитом эссе предположил, что под спинным панцирем Замза имеет крылья, но не знает этого: «На мой взгляд, это хороший повод, чтобы ценить свою жизнь. Некоторые Джорджи, Джоны и Джеймсы не знают, что у них есть крылья». Vladimir Vladimirovich Nabokov and Fredson Bowers, Vladimir Nabokov: Lectures on Literature (London: Weidenfeld and Nicolson, 1980), 259.

5. Эту бухгалтерскую практику, как ни смешно, предложила «Комиссия по ценным бумагам и биржам США», чтобы «защитить инвесторов». Эта же техника бухгалтерского учёта широко применялась в мошенничестве «Энрон корпорейшн» и виновата в крахе фонда «Long-Term Capital Management».   

6. Sanford J. Grossman and Joseph E. Stiglitz, "On the Impossibility of Informationally Efficient Markets," The American Economic Review 70, no. 3 (1980).

7. Теперь поведенческие экономисты пытаются исправить эти модели, учитывая тот факт, что инвесторы могут быть нелогичными. Это отражает привычку данной дисциплины: когда финансовые модели терпят неудачу, экономисты продолжают считать, что модели были прекрасными, а вот люди испорчены. Реальная жизнь вносит перемены, их стараются учесть в моделях, называя «неоднородностями». Эта дисциплина пытается прогнозировать поведение нелогичных людей, под влиянием несовершенной информации, на несовершенных рынках.  

8. Подробнее, смотрите: Justin Fox, The Myth of the Rational Market: A History of Risk, Re­ward, and Delusion on Wall Street (New York: HarperBusiness, 2009).

9. Greg Farrell and Sarah O'Connor, "Goldman Sachs Staff Set for Re­cord Pay," FT.Com, July 15, 2009.

10. Andrew Clark, "Indiana Tries to Halt Chrysler Deal " Guardian, April 6, 2009; Matt Taibbi, "The Great American Bubble Machine," Roll­ing Stone, July 2009.

11. Nassim Nicholas Taleb, "Ten Principles for a Black Swan-Proof World," Financial Times, April 8, 2009.

12. Аналитик, серьёзно претендовавший на предвидение этого – социолог Джованни Арриги, умерший вскоре после публикации своей книги  «Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени». Автор утверждал, что капитализм  прорывается вперёд в эти периоды финансового кризиса. Сростаясь с правительством, финансовый капитал крушит всех остальных, кто смел подняться. Так действовали сначал генуэзцы (1340-1630 г.г.), потом голландцы (1560-1780 г.г.), затем британцы (1740-1930 г.г.), а теперь американцы (начиная приблизительно с 1870-х).  Закончив свою книгу в 1994 году, Джованни Арриги  думал, что после краха экономической системы США, её приемником станет Япония. Но теперь главными международными финансовыми центрами стали Индия и Китай. А с появлением правящих многомиллиардных фондов, похоже, государства и финансы рекомбинировали новыми способами. Новый многополярный финансовый мир уже занимает своё место, но остаётся миром финансовых прихотей, где триллион долларов – всего лишь электронный кредит в радиоэфире, способный поднять или обрушить целые страны. Подробнее читайте: Giovanni Arrighi, The Long Twentieth Cen­tury: Money, Power and the Origins of Our Times (London: Verso, 1994).

13. Великая Депрессия, несомненно, сыграла большую роль в Европе и Северной Америке, но сегодня глобальная экономика сильнее объединена, чем это было восемьдесят лет назад, и вовлекает гораздо больше людей, поэтому масштаб нынешнего экономического кризиса намного больше.

14. Cited in Mark P. Mostert, "Useless Eaters: Disability as Genocidal Marker in Nazi Germany," The Journal of Special Education 36, no. 3 (2002).

15. Joseph E. Stiglitz and Linda Bilmes, The Three Trillion Dollar War: The True Cost of the Iraq Conflict, 1st ed. (New York: W. W. Norton, 2008), 138. Чтобы понять, почему международныне сравнения этого удручают, прочтите: Thomas Pogge and Sanjay G. Reddy, "How Not to Count the Poor," Social Science Research Network, October 29, 2005, http://ssrn.com/abstract=893159 (ac­cessed December 6, 2007).

16. Millennium Ecosystem Assessment, Ecosystems and Human Well-Being: Synthesis (Washington, D.C.: Island Press, 2005).

17. Во что бы то ни стало мы должны сократить количество C02 в атмосфере ниже 350 частей на миллион. Разумные причины для этого вы найдёте здесь: George Monbiot, "If We Behave as If It's Too Late, Then Our Prophecy Is Bound to Come True," Guardian, March 17, 2009.

18. Взгляды Германа Дали на рост населения, включая «лицензию на рождение ребёнка» вызывают тревогу.  О ещё более тревожной политике контроля народонаселения читайте здесь: Jacque­line Rorabeck Kasun, The War Against Population: The Economics and Ideology of World Population Control San Francisco: Ignatius Press, 1988.

19. Herman E. Daly, "In Defense of a Steady-State Economy," American Journal of Agricultural Economics 54, no. 5 (1972): 950-51.

20. Luke D. Kartsounis, Merle James-Galton and Gordon T. Plant, "An­ton Syndrome, with Vivid Visual Hallucinations, Associated with Radiation Induced Leucoencephalopathy," Journal of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry (2009), http://jnnp.bmj com/cgi/content/short/jnnp.2008.151118vl.

21. V. S. Ramachandran and Diane Rogers-Ramachandran, "Denial of Disabilities in Anosognosia," Nature 382 (1996).

22. Albert O. Hirschman, Exit, Voice, and Loyalty: Responses to Decline in Firms, Organizations, and States (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1970).

23. Действительно, одна из идеологических функций современной экономической теории – спрятать это различие, подменить потребность прибылью, облегчая сооружение мира, в котором все продается.

 

2. СТАНОВЛЕНИЕ HOMO ECONOMICUS

 

1. John Stuart Mill, Essays on Some Unsettled Questions of Political Economy, 2nd ed. ([S.l.]: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1874), 144.

2. Там же., 145 (курсив добавлен).

3. Gary S. Becker, The Economic Approach to Human Behavior (Chi­cago: University of Chicago Press, 1976), 14 (italics in original).

4. Tore Frangsmyr, ed., Les Prix Nobel. The Nobel Prizes 1992 (Stock­holm: Nobel Foundation, 1993).

5. Смотрите, в частности: Alexander Rosenberg, "Review Symposium: Can Economic Theory Explain Everything?," Philosophy of the Social Sciences 9, no. 4 (1979), для разумной дискуссии.

6. Gary S. Becker, "Competition and Democracy," Journal of Law and Economics 1 (1958): 106.

7. Gary S. Becker, "A Theory of Marriage: Part I," Journal of Political Economy 81 (1973): 819. Как заметили некоторые критики, Беккер предельно гетеронормативен: поскольку одна из транс-исторических целей женитьбы – иметь своих собственных детей, с кем-то противоположного пола, в семьях Беккера остаётся место только для натуралов. Критику Беккера по этому вопросу смотрите здесь: Friederike Haberman, Der homo oeconomicus und das Andere Hegemonie, Identität und Emanzipation, Feminist and Critical Political Economy 1 (Baden-Baden, Germany: Nomos 2008); Colin Danby, "Political Economy and the Closet: Heteronormativity in Feminist Economics" 13 no. 2 (2007), 29-53.

8. Там же, 822.

9. Gary S. Becker, A Treatise on the Family, enl. ed. (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991), 117.

10. Смотрите: Barbara R. Bergmann, "Beckers Theory of the Family: Prepos­terous Conclusions," Feminist Economics 1, no. 1 (1995), for more.

11. Там же, 145.

12. Martin Brokenleg, "Native American Perspectives on Generosity," Reclaiming Children and Youth 8, no. 2 (1999).

13. Gerald Marwell and Ruth E. Ames, "Economists Free Ride, Does Anyone Else?: Experiments on the Provision of Public Goods, IV," Journal of Public Economics 15, no. 3 (1981). Сегодня среди экономистов идут дебаты, о том, что выпускники экономических ВУЗ-ов делают народ беднее.  Самые убедительные аргументы говорят, да. А это опять сулит беду, если только портные глобальной экономической политики не отрежут сами себя от этой ткани: Robert H. Frank et al., "Do Economists Make Bad Citizens?," The Journal of Economic Perspectives (1986-1998) 10, no. 1 (1996).

14. Joseph Henrich et al., " 'Economic Man in Cross-Cultural Perspec­tive: Behavioral Experiments in 15 Small-Scale Societies," Behavioral and Brain Sciences 28, no. 6 (2005).

15. Этот вывод всё-таки лучше, чем становление Homo economicus. Кроме того, он служит противовесом к явно затуманивающим (и скрыто расистским) рассуждениям о врождённой щедрости аборигенов, которая проникает в «альтернативную» западную культуру.

16. Edward Vul et al., "Puzzlingly High Correlations in fMRI Studies of Emotion, Personality, and Social Cognition," Perspectives on Psychological Science (forthcoming). Важная оговорка: Эксперименты, проведённые недавно в Йельском университете, обнаружили, что людей легко сбить с толку внушительно звучащей наукой. Исследователи вставляли слова "Сканирование головы, указывают что ... из-за фронтальной схемы лобных долей мозга, ответственных за самопознание..." в правильные и неправильные объяснения.  Они обнаружили, что без предыдущего сканирования головы, люди довольно хорошо различали правильные и неправильные объяснения. Но стоило нейробиологам предложить сканирование коры головного мозга, как люди сдавались, позволяя экспериментаторам думать вместо них. Моя жена нейробиолог, и хотя опыт показывает, что я должен позволять ей думать вместо меня гораздо чаще, чем я позволяю, она тоже с недоверием относится к технике и выводам, сделанным её коллегами с помощью больших машин. Разрешающая способность магнитно-резонансной томографии (МРТ), настолько низкая, что по-настоящему трудно сказать, что происходит внутри наших голов. Это как любоваться «Монной Лизой» с расстояния в километр.

17. Jorge Moll et al., "Human Fronto-Mesolimbic Networks Guide Deci­sions About Charitable Donation," Proceedings of the National Academy of Sciences 103 (2006).

18. M. Bekoff, "Wild Justice and Fair Play: Cooperation, Forgiveness, and Morality in Animals," Biology and Philosophy 19, no. 4 (2004).

19. Frans B. M. de Waal, "How Selfish an Animal? The Case of Primate Cooperation," in Moral Markets: The Critical Role of Values in the Econ­omy, ed. Paul Zak (Princeton: Princeton University Press, 2008), 69.

20. Смотрите: Sarah F. Brosnan, "Fairness and Other-Regarding Preferences in Nonhuman Primates," in Moral Markets, ed. Paul Zak.

21. Собак обучили подавать лапу в обмен на угощение. Одну собаку угостили просто так, на глазах у другой собаки, которой перед этим ничего не дали в обмен на поднятую лапу. После этого вторая собака отказалась сотрудничать. «Отсутствие награды вызывает отвращение к несправедливости у собак»: Friederike Range et al., "The Absence of Reward Induces Inequity Aversion in Dogs," Proceedings of the National Academy of Sciences 106, no. 1 (2009).

22. Смотрите: Ernst Fehr and Bettina Rockenbach, "Detrimental Effects of Sanctions on Human Altruism," Nature 422, no. 6928 (2003), cited in Sam­uel Bowles, "Policies Designed for Self-interested Citizens May Undermine 'The Moral Sentiments': Evidence from Economic Experiments," Science 320, no. 5883 (2008).

23. Becker, Economic Approach to Human Behavior, 132.

24. Адам Смит считал, что нет: «Когда провидение поделило землю между несколькими господствующими хозяевами, оно не забыло  и не бросило тех, кто, казалось бы, не был учтён при дележе. Эти последние тоже обладают долей от того, что оно произоводит. В том, что составляет настоящее счастье человеческой жизни, они ни в каком отношении не ниже тех, кто, казалось бы, гораздо выше. В лёгкости тела и покое духа все ранги находятся примерно на одном уровне. И нищий, загорающий на солнце возле дороги, пользуется той безопасностью, за которую сражаются короли. Adam Smith, The Theory of Moral Sentiments (1759; repr., Oxford: Clarendon, 1976), part 4, chap. 1.

25. Carol Nickerson et al., "Zeroing in on the Dark Side of the American Dream: A Closer Look at the Negative Consequences of the Goal for Fi­nancial Success," Psychological Science 14, no. 6 (2003).

26. Там же.

27. Abhishek Srivastava et al., "Money and Subjective Weil-Being: It's Not the Money, It's the Motives," Journal of Personality and Social Psychol­ogy 80, no. 6 (2001).

28. И всё-таки что здесь важно – это разрыв между счастьем и деньгами, а поскольку это так, рынки не могут быть лучшим способом максимального увеличения счастья. Вот, несколько математический, но, думаю, интригующий пример, предложенный Гавином Маккормиком. Вообразите, что Радхика и корпорация «Яблочный рынок» продают яблоки. Далее, представьте, что Радхика имеет собственный капитал 10$ (и одно яблоко), «Яблочный рынок» полностью принадлежит Биллу Бэйтсу (собственный капитал 10.000.000$ и много яблок), первым на рынок прибывает г. Джоунс (собственный капитал 10.000$ и ни одного яблока), чтобы купить завтрак. Если Радхика может продать своё яблого за 20 центов, то «Яблочный рынок» может сбить цену и продать за 10 центов, благодаря экономии за счёт массового производства. Тогда г. Джоунс (который был готов заплатить 50 центов) купит у Яблочного рынка. Измеренную в долларах, это производит максимальную выгоду в 40 центов. Но доллары – только представитель ценности, измеренные в ценностях, вещи выглядят совсем по-другому, потому что ценность этих 20 центов для Радхики (учитывая её капитал в 10$) была бы на много больше, чем 10 центов для хозяина «Яблочного рынка» (с его капиталом в 10.000.000$) плюс 10 центов г. Джоунса (с его капиталом 10.000$)

Точно так же, готовность заплатить – ужасный заменитель ценности. Предположим г. Бэйтс и Радхика оба умирают в разных пустынях. Давайте станем невероятно тупыми, и предположим, что их жизни не имеют другой ценности, кроме той, какое счастье им приносят их деньги. Таким образом, жизнь г. Бэйтса стоит (10 миллионов$) = 7 утилит, а жизнь Радхики стоит (10$) = 1 утилита. Далее представьте, что г. Джоунс может пойти и спасти их, совершив небольшое усилие, равное 0,1 утилиты. Если бы рынок имел дело с утилитами, то было бы ясно, что г. Джоунс должен спасти обоих, и они могли бы договориться о рыночной цене за спасение где-нибудь между 0,1 и 1,0 утилит. Но поскольку рынок имеет дело с долларами, то сделка не состоится: 0,1 утилиты для кого-нибудь с доходом мистера Джонса, равняется что-то около 2055$. Поскольку Радхика может торговаться своими несерьёзными 10$, а не более ценной 1 утилитой, то она не может купить спасение.

29. Arloc Sherman and Aviva Aron-Dine, New CBO Data Show Income Inequality Continues to Widen (Washington, D.C.: Center on Budget and Policy Priorities, 2007).

30. Robert H. Frank, Falling Behind: How Rising Inequality Harms the Middle Class, The Aaron Wildavsky Forum for Public Policy 4 (Berkeley: University of California Press, 2007).

31. United Nations Department of Economic and Social Affairs, The In­equality Predicament: Report on the World Social Situation 2005 [a/60/117/ Rev.l St/Esa/299] (New York: UNDESA, 2005).

32. William Langley, "Profile: The King of Bhutan," The Sunday Tele­graphy November 9, 2008.

33. И это предполагает, что мы сравнивали подобное с подобным по международным данным ВВП, но мы этого не делали. Опять-таки, смотрите: Pogge and Reddy, "How Not to Count the Poor."

34. Juliet Michaelson et al., National Accounts of Well-Being: Bringing Real Wealth onto the Balance Sheet (London: New Economics Foundation, 2009).

35. James Konow and Joseph Earley, "The Hedonistic Paradox: Is Homo Economicus Happier?," Journal of Public Economics 92, no. 1-2 (2008).

36. John Stuart Mill, The Autobiography of John Stuart Mill (Sioux Falls, SD: NuVision Publications, 1997), 73.

37. Michel Foucault and Michel Senellart, The Birth of Biopolitics: Lectures at the College de France, 1978-79 (Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2008).

38. Datamonitor, Life Insurance: Global Industry Guide (London: Data- monitor: An Informa Business, 2009).

39. Viviana A. Rotman Zelizer, Morals and Markets: The Development of Life Insurance in the United States (New Brunswick, NJ: Transaction, 1983); Viviana A. Rotman Zelizer, Pricing the Priceless Child: The Changing So­cial Value of Children (New York: Basic, 1985).